Header image alt text

Сайт инженера-проектировщика

Лебедки строительные

Вернуться на страницу «Грузоподъемные машины и оборудование»

Лебедки для строительства.

Лебедки — грузоподъемные машины, предназначенные для перемещения грузов с помощью каната, который наматывается на барабан. Их применяют как отдельные машины при выполнении монтажных, такелажных и ремонтных работ и как агрегаты значительно более сложных машин (грузоподъемных, землеройных и т.д.).

Лебедки могут быть с ручным и машинным приводом (рис. 1). По назначению делятся на подъемные и тяговые.

Ручные лебедки (рис. 1 а) изготавливают однобарабанный и рычажными (без барабана).

Ручные однобарабанные лебедки имеют тяговое усилие на первой передаче 5 — 80 кН, канатоемокость барабана 50 — 220 м.

Чаще используются лебедки с машинным приводом. По характеру кинематической связи между двигателем и барабаном различают лебедки фрикционные и реверсивные (рис. 1 б, в).

В реверсивных лебедок кинематическая связь от двигателя к барабану не разрывается. Для опускания груза необходимо реверсировать (изменять на противоположное) направление вращения вала двигателя. Такие лебедки чаще всего однобарабанные, приводятся в действие электро- и гидродвигателями.

Лебедки строительные

Рис. 4.1 — Схемы лебедок: а — с ручным приводом; б – электрореверсивная лебедка; в – фрикционная лебедка; 1 — рукоять; 2, 4 — зубчатые передачи; 3 — храповик; 5 — барабан; 6 — редуктор; 7 — тормоз; 8 — электродвигатель; 9 — фрикционная муфта; 10 — тормоз ленточный; 11 — гайка

Выходной вал редуктора приводит в действие барабан 5. Электрореверсивные лебедки оборудуют нормально-замкнутыми тормозами 7. Как тормозной шкив, используют одну полумуфту.

Применение нормально-замкнутых тормозов повышает безопасность работы, поскольку при аварийном отключении сети тормоза затормаживаются, и груз не падает.

Реверсивные лебедки общего назначения имеют тяговые усилия 3,0 — 123 кН, мощность электродвигателя 2,8 — 20,0 кВт, скорость намотки первого слоя каната (при многослойном намотке) 0,08 — 0,75 м / с и канатовместимость барабана 80 — 800 м.

В фрикционных лебедок кинематическая связь от двигателя к барабану может размыкаться с помощью фрикционной муфты. Для опускания груза реверсировать направление вращения вала двигателя нет необходимости, поэтому в таких лебедках как привод можно применить двигатель внутреннего сгорания. Фрикционные лебедки изготавливают многобарабанными с индивидуальным управлением каждым барабаном.

Кинематическая схема фрикционной лебедки приведена на рис. 1, в. Энергия от электродвигателя 8 через зубчатую передачу 2 передается на ведущую полумуфты фрикционной муфты 9. Ведомое колесо зубчатой ​​передачи и барабан установлены с возможностью вращения на неподвижно закрепленной в корпусе оси. Барабан оснащен ленточными тормозами 10, храповым колесом 3, защелкой и механизмом включения фрикционной муфты, который состоит из рукоятки 1 и гайки 11 накрученной на неподвижную ось. Для подъема груза рукояткой поворачивают гайку и смещают барабан, включая фрикционную муфту. При этом тормоза должны быть расторможены, а защелка и храповое колесо разомкнуты. При включении двигателя барабан вращается, наматывая канат. Груз опускается под действием собственного веса, фрикционная муфта при этом разомкнута, канат сматывается, раскручивая барабан. Притормаживая его, можно регулировать скорость опускания груза.

Надежное удержание груза в поднятом положении обеспечивается храповым остановочным устройством, при этом защелка устанавливается между зубцами храпового колеса.

Фрикционные лебедки общего назначения выпускают с тяговым усилием на барабане (барабанах) 5 — 20 кН, мощность двигателя 4,5 — 20 кВт, канатовместимость барабана 80 — 230 м. Мощность двигателя лебедки, кВт, составляет:

где

F — усилие в канате, что наматывается, Н;

v — скорость намотки каната, м / с;

ηл — КПД лебедки.