Header image alt text

Сайт инженера-проектировщика

Ходовое оборудование машин

Вернуться на страницу «Устройство строительных машин»

Ходовое оборудование строительной техники

Ходовое оборудование предназначено для передачи на грунт, дорожное покрытие, рельсы нагрузка от машины и внешних нагрузок, действующих при работе, а также для ее передвижения с объекта на объект в пределах рабочей зоны.

Ходовое оборудование сочетает двигатель, механизм передвижения, опорную раму и подвеску. Ходовое оборудование передает нагрузку от машины на опорную поверхность и движет машину. Механизм перемещения обеспечивает привод ходового оборудования. Опорная рама через подвески соединяет основную раму с ходовой.

Различают колесное, гусеничное и шагающее ходовое оборудование. Выбор типа зависит от назначения и условий, в которых работает машина.

Колесное ходовое оборудование бывает двух типов – с жесткими металлическими и пневматическими колесами.

Ходовые устройства с жесткими металлическими колесами (рис. 1) имеют башенные, мостовые, козловые и железнодорожные краны, цепные и роторно-стреловые экскаваторы и др. Они отличаются простой конструкцией, незначительными сопротивлениями перемещению, возможностью воспринимать значительные нагрузки, но имеют небольшую маневренность и скорость передвижения и требуют дополнительные затраты на устройство и эксплуатацию путей.

Рис. 1 – Кинематическая схема ходового устройства с жесткими металлическими колесами:  1 – двигатель; 2 – муфта с тормозом; 3 – редуктор; 4, 6, 7 – зубчатые пары; 5 – жесткие металлические колеса

Пневмоколесное ходовое оборудование имеет небольшую массу по сравнению с гусеничным ходом, менее энергоемкое, экономичнее, надежнее в эксплуатации, позволяет развить большую скорость. Пневмоколеса используются как движитель. Основной элемент каждого пневмоколеса – накачанная воздухом упругая резиновая шина, смонтированная на ободе.

Пневмоколесный движитель состоит из ведущих колес, вращательное движение которых преобразуется в поступательное движение машины. У большинства строительных машин все колеса ведущие. Ходовое оборудование строительных машин чаще всего имеет от четырех до восьми одинаковых взаимозаменяемых колес. Количество их зависит от допустимого на каждое колесо нагрузки, условий и режимов работы машины, необходимых скоростей ее движения. Важная характеристика колесных машин – колесная формула состоит из двух цифр, которые означают соответственно число всех колес и количество ведущих (тяговых). Например, по колесной формуле 6*2 машина имеет шесть колес, из них два – тяговые.

Гусеничное ходовое оборудование имеет большую площадь контакта с опорной поверхностью и незначительное давление на нее (0,04 – 0,1 МПа), его применяют в строительных машинах различного назначения, мощности и массы. Гусеничные машины имеют хорошую проходимость и маневренность, развивают значительные тяговые усилия, но скорость их небольшая, движение по дорогам с усовершенствованным покрытием невозможно. По сравнению с пневмоколесным, гусеничный ход имеет значительную массу, меньшую долговечность и надежность, низкий КПД, вследствие значительных затрат на трение, высокую стоимость при ремонте и эксплуатации. Такие машины доставляются на строительную площадку, где они передвигаются самостоятельно.

Гусеничное ходовое оборудование (рис. 2) состоит из рамы 7, гусеничного полотна 2, ведущей звездочки 1, направляющего колеса 9, опорных катков 6, поддерживающих роликов 3 и подвески, которая соединяет раму машины 5 с ходовой частью и поворотным кругом 4. Гусеничное полотно натягивается с помощью натяжного механизма 8. Нагрузка от машины передается на нижнее звено гусеничной ленты через опорные катки. Нерабочее звено гусеницы поддерживают и предохраняют от провисания поддерживающие ролики. Гусеничное полотно состоит из шарнирно соединенных между собой элементов. Опорная поверхность изготавливается гладкой или с шипами, которые увеличивают сцепление гусениц с почвой и уменьшают буксование. Для работы на землях со слабой несущей способностью используют резинометаллические гусеницы. Они имеют меньшую массу, позволяют повышать проходимость машины.

Шагающее ходовое оборудование используют на машинах очень большой массы (мощные экскаваторы, драглайны). Чтобы уменьшить давление на грунт, применяют шагающее ходовое оборудование. Оно бывает с механическим и гидравлическим приводом. Основным недостатком такого оборудования является небольшая скорость перемещения (до 0,6 км/ч ).

Рис. 2 – Гусеничное ходовое оборудование:

1 – ведущая звездочка, 2 – гусеничное полотно (цепь), 3 – поддерживающие ролики, 4 – поворотный круг, 5, 7 – рамы машины и движка, 6 – опорный каток, 8 – натяжной механизм, 9 – направляющее колесо