Header image alt text

Сайт инженера-проектировщика

Системы управления строительными машинами

Вернуться на страницу «Устройство строительных машин»

Системы управления строительной техникой

Система управления – это комплекс устройств машины, предназначенный для передачи и преобразования команд машиниста. Система управления состоит из пульта управления и размещенных на нем приборов, ручек, педалей, кнопок, систем передач, а также дополнительных устройств для контроля работы машины.

По назначению различают следующие системы: система рулевого управления, система управления рабочими органами, двигателем, тормозами, муфтами.

По способу передачи энергии системы управления бывают:

—  механические (рычажные, канатно-блочные, редукторные),

— гидравлические,

— пневматические,

— электрические,

— комбинированные (гидромеханические, электропневматические и др.).

По степени автоматизации системы управления подразделяют на следующие типы:

—  неавтоматизированные,

—  полуавтоматизированные,

—  автоматизированные.

Первые бывают непосредственного действия и с усилителями. Системы управления непосредственного действия вводятся только в сравнительно малых машинах или механизмах с незначительным количеством включений. Они могут быть рычажными или с применением механических или гидравлических передач.

Рычажно-механическая система управления позволяет машинисту управлять ногой или рукой муфтами, тормозами, колесами через рычаги, тяги, механические передачи. К недостаткам таких систем относятся: необходимость прилагать значительные мускульные усилия к рычагам и педалям, поэтому машинист быстро устают, из-за чего снижается производительность машины; необходимость частого смазыванияи регулировка соединений.

Рычажно-гидравлическая система управления позволяет плавно регулировать работу исполнительного механизма, позволяет при малом усилии и небольшом ходе педали или рычага получать большое усилие штока исполнительного цилиндра при значительном его ходе и соответственно упрощает рычажную систему.

Применение гидравлических и пневматических систем управления не позволяет осуществить дистанционное управление и автоматизацию.

Электрические системы управления в машинах соответствуют современным требованиям системы управления: высокая надежность, легкость подвода энергии к любому исполнительному органу, компактность и удобство компоновки, малые усилия для включения и выключения механизмов, наличие стандартной аппаратуры и приборов для контроля, регулирования и обеспечения безопасной работы системы, возможность включения в систему управления элементов автоматизации. Их применяют в машинах с дизель-электрическим или электрическим силовым оборудованием.

Автоматическое управление облегчает работу оператора, оптимизирует процесс и улучшает использование техники, увеличивает точность выполнения операций, повышает производительность.