Header image alt text

Сайт инженера-проектировщика

Монтажные механизмы и оборудование

Вернуться на страницу «Технология монтажа»

Монтажные механизмы

На монтаже строительных конструкций применяют стреловые самоходные, башенные, козловые краны.

Самоходные стреловые краны благодаря своей мобильности широко применяют на монтажных работах. Большинство их оснащено оборудованием в виде вставок для увеличения длины стрелы, а также гуськами, позволяющими увеличить вылет крюка при небольшом наклоне стрелы. Это обеспечивает стреловым кранам универсальность – позволяет монтировать здания различной высоты, поднимать элементы различной массы. Значительно расширена область применения стреловых кранов в связи с их башенно-стреловым оборудованием. Последнее позволяет применять краны на монтаже конструкций высоких и объемных зданий.

Стреловые краны на гусеничном ходу широко используют при монтаже конструкций промышленных зданий и сооружений. Применяют их и при монтаже гражданских зданий (монтаж конструкций нулевого цикла).

Стреловые краны на пневмоколесном ходу мобильнее чем гусеничные. Применяют их в основном при монтаже промышленных и гражданских зданий. Автомобильные краны используют преимущественно в основном на монтаже домов небольшой высоты.

Башенные краны широко применяют в гражданском многоэтажном строительстве и при возведении инженерных сооружений. В основном применяют самоходные башенные краны, которые перемещаются по подкрановым путям. В особых условиях используют стационарные (приставные) краны.

Выбор монтажного крана. Выбор монтажного механизма базируется на необходимости соответствия монтажно-конструктивной характеристики объекта (конструктивной схемы, массы и расположения конструкций на здании, рельефа строительной площадки и т.д.).

К основным параметрам монтажных кранов относятся:

— грузоподъемность – наибольшая масса груза, которая может быть поднята краном при условии сохранения его устойчивости;

— производительность – количество груза, перемещаемого и монтованого в единицу времени;

— длина стрелы – расстояние между центром оси пяты и оси грузового полиспаста;

— вылет крюка – расстояние между осью вращения поворотной платформы и вертикальной осью, проходящей через центр грузового крюка;

— высота подъема крюка – расстояние от уровня стоянки крана до центра грузового крюка в его верхнем положении;

— установленная мощность – суммарная мощность силовой установки крана.

Выбор монтажного крана по техническим параметрам начинают с уточнения следующих данных: массы элементов, монтируемых, монтажной оснастки и грузозахватных устройств, габаритов и проектных положений элементов. На основании этих данных выбирают группу элементов, что характеризуется максимальными монтажными параметрами, для которых определяют требуемые параметры крана (рис. 1)

Определение технических параметров башенного крана

Рис. 1 – Определение технических параметров башенного крана:

Q1…Q5 – массы конструкций, монтируемых элементов; l1…l5 – удаления центров тяжести конструкций от оси крана; h0 – превышение места установки (монтажного горизонта) над уровнем стоянки башенного крана; һз – запас по высоте, который назначается по условиям безопасности монтажа; һс – высота или толщина элемента; һст – высота строповки; а – ширина подкранового пути; b – расстояние от оси рейки подкранового пути до ближайшей части здания; с – расстояние от центра тяжести элемента до наиболее выступающей части дома.

Необходимую грузоподъемность крана определяют по выражению

Qк = Qм + Qос + Qвт,

Где

Qк – требуемая минимальная грузоподъемность крана, т.;

Qм – масса элемента, монтируется, т.;

Qос – масса монтажной оснастки, т.;

Qвт – масса грузозахватных устройств, т.

Башенные краны. Высоту подъема грузового крюка над уровнем стоянки

Нк, м, определяют по формуле (рис. 5.3)

Нк = Но + Нз + Нс + Нсо,

где

Нк – превышение места установки над уровнем стоянки крана, м.;

Нз – запас по высоте, что требуется по условиям безопасности монтажа, м.;

Нс – высота или толщина элемента, м.;

Нст – высота строповки. м.

Вылет крюка крана Lк, м, определяют по формуле

Lк = a/2 +b + с,

где

a – ширина подкранового пути, м;

b – расстояние от оси рельса подкранового пути до ближайшей части здания, м;

с – расстояние от центра тяжести элемента до выступающей части здания, м.

Стреловые краны. Для стреловых самоходных кранов определяют следующие параметры: высоту подъема крюка (рис. 2).

 Определение технических параметров самоходных стреловых кранов

Рис. 2 – Определение технических параметров самоходных стреловых кранов: a – без гуська; б – с гуськом; в – без гуська с поворотом в плане.